☼ Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (Снег) ☼ Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар) ☼ Непоседа птица эта – Одного с берёзой цвета. (Сорока) ☼ Сперва с горы летишь на них, А после в гору тянешь их. (Санки) ☼ Над землёй трава, Под землёй алая голова. (Свёкла) ☼ В дом собаку не пущу, Без хозяина грущу. (Собака) ☼ Что вверх корнем растет? (Сосулька) ☼ Без рук, без ног А всех в постель кладет? (Сон) ☼ Не машет крылом, а летает Не птица, а всех обгоняет. (Самолет) ☼ Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) ☼ Четыре братца под одной крышей живут, одним поясом подпоясаны. (Стол) ☼ (Сом) ☼ По снегу покатите – я подрасту. На костру погреете – пропаду. (Снежный ком) ☼ На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы) ☼ Сверху дыра, снизу дыра, а по середине – огонь и вода. (Самовар) ☼ В лесу вырезана, гладко вытесана, поёт – заливается. Как она называется? (Скрипка) ☼ Четыре ножки, сиденье и спинка. Мы не лошадки, хотя на нас. Все садятся много раз. (Стул) ☼ Вдруг из черной темноты в небе вырости кусты, А в них голубые, пунцовые, золотые распускаются цветы небывалой красоты. И все улицы под ними тоже стали голубыми, Пунцовыми залотыми, разноцветными. (Салют) Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет) На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы) Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры — помчались с горы. (Санки) Спереди — пятачок, Сзади — крючок, Посередине спинка, А на ней щетинка. (Свинья) Бел, да не сахар, Ног нет, а идет. (Снег) Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) Белая звездочка с неба упала, Мне наладошку легла — и пропала. (Снежинка) Заворчал живой замок, Лег у двери поперек, Две медали на груди, Лучше в дом не заходи! (Собака) Гладишь — ласкаеется, Дразнишь — кусается. (Собака) Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце) Белый камень во рту тает. (Сахар) Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце) В воде родится, а воды боится. (Соль) На дне, где тихо и темно Лежит усатое бревно. (Сом) Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою, Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька) Под крышей четыре ножки, А на крыше суп да ложки. (Стол) Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Две сестренки друг за другом Пробегают круг за кругом. Коротышка — только раз, Та, что выше — каждый час. (Стрелки часов) Хоть у нас четыре ножки, Мы не мышки и не кошки, Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки, Мы не кони, хоть на нас Вы садитель много раз. (Стулья) | ☼ У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса) Семьдесят одёжек и все без застёжек? (Капуста) ☼ Не щётка и не веник, Урчит он неспроста, Всего одно мгновенье И комната чиста. (Пылесос) ☼ Посадили зернышко, Вырастили солнышко. (Подсолнух) ☼ Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы) ☼ Что вверх корнем растет? (Сосулька) ☼ Не мотор, а шумит Не пилот, а летит Не змея, а жалит. (Оса) ☼ Удивительное солнце: Из оконцев тех глядят Сотня маленьких галчат (Подсолнух) ☼ Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной) ☼ В потемках родится, в огне умирает. (Воск) ☼ Ночью спит на земле, а утром убегает. (Роса) ☼ К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот, Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. (Экскаватор) ☼ Краснеют и желтеют, С деревьев опадают, В воздухе кружатся, И на землю ложатся. (Листопад) ☼ Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост) |
Закрепление произношения звука С в загадках — Студопедия.Нет
Отгадай загадки. Затем не торопясь, выделяя звук С, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.
Вот так синее стекло:
Скользко, весело, светло. Он висит на видном месте,
(Лед.) День-деньской глотает вести.
Кто-то медленно ползет, (Почтовый ящик.)
На себе свой дом везет. Он за поле, за лесок
(Улитка.) Подает свой голосок.
Сетка густая мух не пускает, (Телефон.)
Как эту сетку все называют? Хозяин лесной
(Паутина.) Проснется весной.
Мохнатенькая, усатенькая, (Медведь.
Ест и пьет, песенки поет. Какой это мастер
(Кошка.) На стекла нанес
Золотистая коса И ветви, и травы,
Засверкала в небесах. И заросли роз.
(Молния.) (Мороз.)
Кто с высоких,
В самый разгар весенней поры Толстых сосен
Капает сок с белой коры. В нас скорлупку
(Береза.) Ловко бросил.
Этот цветок распускается в мае, (Белка.)
Белые бусинки он надевает. Зимой на ветках яблоки,
(Ландыш.) Скорей их собери.
Конь стальной, Но вот вспорхнули яблоки,
Хвост льняной. Ведь это…
(Иголка, нитка. ) (Снегири.)
Закрепление произношения звука С в скороговорках
Четко, выделяя звук С, произнеси каждую скороговорку 3-5 раз. Вначале говори медленно, затем постепенно убыстряй темп, сохраняя громкость и внятность произношения. Понравившиеся скороговорки заучи.
У нас газ погас. У сов нет усов. В саду рос куст роз. Оксанка на санках. Соломы воз на возу вез. Сухой сук нес барсук. Соломы воз Саня вез. Сок с березы стек. Сте-
пе под нос суют поднос. С сосны смола сама стекла. У киски в миске суп и сосиски. Мороз невелик, а стоять не велит. Был бы покос, да настал мороз. Гусак на гусака глядит свысока. У гусыни нет усов, сто усов у сотни псов. Съел Слава сало, да сала было мало! Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок. У Степана есть сметана, есть сметана у Степана. Всему свету, всему свету раздает советы Света. На скамейку мама села, Соня — слева, справа — Сева. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
ЭТАП СЕДЬМОЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В РАССКАЗАХ
Закрепление произношения звука С в рассказах
Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С.
ВЫСОКАЯ СОСНА
У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ
У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. В углу комнаты сидят меховые слонята, лисята, котики и собаки. Есть у Светы много кукол. Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовет к себе соседку Соню. Вместе детям намного веселее!
СОНЯ И ОСА
Как-то Соня со своим псом Султаном гуляла в саду. Соня ходила по саду босиком и босой ногой наступила на осу. От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан залаял, а потом лизнул Сонину ногу. Тогда Соня успокоилась и засмеялась.
НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ
Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маги из «Макдоналдса». Дети заметили бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и
внимательно наблюдала за Соней и Славой. С ее языка стекала слюна. Она тихонько скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мага и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Как-то утром пес Барбос сидел в своей будке и играл с костью. Около будки стояла пустая миска Барбоса. Вылез пес понюхать свою миску, Посмотрел, нет ли в миске хоть маленького куска мяса. А когда оглянулся по сторонам, не узнал своего двора. Вся земля была не серая, а белая. Кроме того, сверху летели на землю какие-то белые мухи. Пес раскрыл пасть, схватил несколько мух и удивился: на языке осталась одна вода. Барбос был не глуп, а просто мал, и первый раз увидел снег.
ОПАСНЫЙ СПОРТ
У Славы и Макса были сноуборды. Это такие плоские доски, на которых по снегу люди спускаются с гор. Один раз зимой Макс и Слава со своими сноубордами отправились в Австрию. Там много крутых спусков, с которых интересно скатываться. Как-то Слава спускался на сноуборде с самого опасного и извилистого спуска. Внезапно на трассе Слава заметил огромную собаку. Он испугался, свалился со сноуборда, а когда падал, сломал себе ногу. Слава и Макс на самолете вернулись в Россию. Скоро Слава поправился и снова встал на свой сноуборд.
СОНЯ И СОБАКА
У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовет свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!» Соня показывает собаке кусок колбасы и командует: «Сильва, дай лапу!» Сильва, сидя, подает Соне лапку. За это Соня дает собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять дает Соне лапу, так, без команды!
СНЕГОВИК
Слава и Макс стали лепить во дворе высокого снеговика. Сперва они скатали комки из снега, затем поставили их друг на друга. Нос снеговику дети сделали из пластикового стакана, глаза — из колес маленького автобуса. А сосновая ветка
стала ртом снеговика. На голову снеговику Слава и Макс надели старую кастрюлю. А его руками стали две пластиковые бутылки. Скоро во дворе стемнело, Слава и Макс собрались домой. А высокий снеговик стоял посреди двора и грустно смотрел на детей своими круглыми глазами.
В САВАННЕ
Саванна — это африканская степь. Сухую землю саванны покрывают острые листья грубых трав. По равнине разбросаны раскидистые баобабы. Они напоминают дубы, только стволы у них более толстые. Колбасовидные плоды баобабов съедобны, их любят обезьяны. Обитают в саванне львы и носороги, антилопы и слоны. Слоны едят листья и плоды с самых высоких деревьев и кустарников. Слон — самый крупный обитатель саванны. Нередко стадо в сто слонов бродит по саванне в поисках еды.
ПЛОДОВЫЙ САД
Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений. Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, варенье, напитки. Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.
ДИКИЕ ГУСИ
На поляне спали дикие гуси со своими гусятами. Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусенка и хотела унести его в лес. Но две гусыни накинулись на лису. Они загоготали и стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусенка и понеслась к лесу.
НЕУДАЧНАЯ РЫБАЛКА
Недалеко от села Вася и Семен поставили сети. Попался в сети сом. Стали Семен и Вася доставать сома из сети, а сом-то скользкий! Он выскользнул из ладоней Семы и Васи и уплыл от их сетей.
4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА СЬ
Мягкий согласный звук СЬ является производным от базового твердого звука С. Формирование производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходного по артикуляции базового звука.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
Закрепление произношения звуков «С» — «Сь», «З»
Уважаемые взрослые!
Предлагаю вашему вниманию материал по закреплению правильного произношения звуков С-Сь, З -Зь у детей дошкольного возраста.
Артикуляционная поза звука «С»:
— губы растянуты в улыбку,
— зубы заборчиком со щелью,
— кончик языка за нижними зубами,
— воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.
Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:
« Улыбка », « Заборчик », « Лопатка », « Почистим нижние зубы », « Желобок », «Футбол», «Фокус», «Заморозим пальчики (подбородок)» и т.д.
Основные направления автоматизации:
- Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА, СЫ, СО, СУ
са — со — су — сы су — сы — са — со
со — су — сы — са сы — са — со — су
- Слова с прямыми слогами:
а) сад сын сок сопка сук суббота
сани сыпать сода сохнуть судно суфле
сапоги сыт совы Соня сутки сухой
самокат сынок сом соты сумка сукно
самоход сыпь сон сотня суп судак
б) оса усы песок посуда коса весы
носок несут касса бусы кусок пасут
посадка осы поясок опоссум осадок косы
квасок косуха досуха
- Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АС, ОС, УС, ЫС, ИС
ас — ос — ус — ыс ус — ыс — ас — ос
ос — ус — ыс — ас ыс — ас — ос — ус
- Слова с обратными слогами:
а) бас квас нос вкус мыс лес*
вас погас поднос укус кумыс навес
нас ананас покос фокус бис пес
пас компас космос кактус повис утес
б) каска киска тиски тоска подписка
маска миска носки доска выписка
- Слоговые ряды со стечением согласных:
ста — сто — сту — сты аст — ост — уст — ыст
сто — сту — сты — ста ост — уст — ыст — аст
сту — сты — ста — сто уст — ыст — аст — ост
сты — ста — сто — сту ыст — аст — ост — уст
ска — ско — ску — скы аск — оск — уск — ыск кса — ксо — ксу — ксы
ско — ску — скы — ска оск — уск — ыск — аск ксо — ксу — ксы — кса
ску — скы — ска — ско уск — ыск — аск — оск ксу — ксы — кса — ксо
скы — ска — ско — ску ыск — аск — оск — уск ксы — кса — ксо — ксу
спа — спо — спу — спы асп — осп — усп — ысп апс — опс — упс — ыпс
спо — спу — спы — спа осп — усп — ысп — асп опс — упс — ыпс — апс
спу — спы — спа — спо усп — ысп — асп — осп упс — ыпс — апс — опс
спы — спа — спо — спу ысп — асп — осп — усп ыпс — апс — опс — упс
(то же с согласными К, П, М, Н)
- Слова с со стечением согласных:
а) стая стой ступня стыд снова
стадо стойка студень стык сноп
станок стон стукнуть стынуть спутник
стакан стук ступеньки стыковка ступать,
стадион ступа студент стыдно спать
ставни ступать студеный стыдить спокойный
скамейка скелет* скобка свадьба сматывать
скакать скит скок свобода смахнуть
скатка скифы скот сваха смокинг
скакун скука скованный сватать смыть
скалка* скупой скотовод свой смутно
б) паста достать тесто пастух вкусно уснуть
баста доставка место хвастун тесно основа
хваста подставка густо пестун опасно оспа
капуста остановить пусто поступать вкусный успех
мангуста остановка густой поступок опасный успеть
невеста устать пустой восток тесный успокоить
в) даст мост аист куст диск
наст пост пианист дуст писк
гимнаст тост баянист август поиск
гимнастка хвост хоккеист бюст пуск
- Фразы с отработанными словами:
В саду стоит скамейка. На скамейке Соня. У Сони сумка. В сумке у Сони посуда. У Сани самокат. Самокат стоит в саду под сосной и т. д.
- Здесь и далее: Слова, отмеченные *, используются только при отсутствии дефекта в произношении Л, Р, Ль, Рь.
- Чистоговорки, потешки и скороговорки на С:
Са-са-са — Соня идет в сад, Ас-ас-ас — покупаем ананас,
Са-са-са — в саду оса, Ас-ас-ас — какой вкусный ананас!
Со-со-со — оса пьет сок, Ос-ос-ос — в детском саду много ос,
Су-су-су — Соня видит осу, Ас-ас-ас — съедят осы ананас,
Сы-сы-сы — у осы усы, Ус-ус-ус — у ананаса дивный вкус,
Сы-сы-сы — в саду нет осы. Ис-ис-ис — ананасы ест Денис.
Киска, киска, где твоя миска? В саду темно, все спят давно.
Ест киска суп из миски: Одна сова не спит —
Сыта киска, пуста миска. На суку сидит.
На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,
Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.
А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,
Высоко и далеко.* Когда едят, они не спят.
Сани, сани едут сами,
Едут в степи и леса,
Едут сани в небеса.*
- Небольшие прозаические адаптированные тексты для заучивания:
Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. На высокой сосне сухой сук. Под сосной стоит скамейка. На скамейке стоят Соня и Саня. Они снимают с высокой сосны сухой сук. Под скамейкой спит собака. На обед у Сони и Сани суп с мясом, капуста с соусом, соевое суфле и ананасный (ананасовый) сок. Вкусный обед у Сони и Сани.*
- Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
— сад — садик, садовник, садовый, садовод, посадить, посадка…
— лес — лесок, лесной, лесник, лесовик, подлесок…*
б) Образование относительных прилагательных:
лес — лесной* посуда — посудный капуста — капустный
сад — садовый мясо — мясной уксус — уксусный
автобус — автобусный сон — сонный сосна — сосновый
кокос — кокосовый ананас — ананасовый соя — соевый
касса — кассовый усы — усатый вкус — вкусный
в) Образование существительных, обозначающих лии по их занятиям
фокус — фокусник пианино — пианист хоккеист – хоккеистка
хоккей — хоккеист лес — лесник* пианист — пианистка
танк — танкист гимнастика — гимнаст гимнаст — гимнастка
баян — баянист сад — садовник баянист — баянистка
г) Образование именительного и родительного падежа мн. числа сушествителъных
мост — мосты — много мостов фикус — фикусы — много фикусов
куст — кусты — много кустов автобус — автобусы — много автобусов
аист — аисты — много аистов поднос — подносы — много подносов
хвост — хвосты — много хвостов стакан — стаканы — много стаканов
лист — листья — много листьев скамейка — скамейки — много скамеек
миска — миски — много мисок доска — доски — много досок
носок — носки — много носков сова — совы — много сов
каска — каски — много касок сын — сыновья — много сыновей
касса — кассы — много касс оса — осы — много ос
д) Составление предложений из слов
Соня, мост, стоять, на — Соня, сумка, ананас, в, у —
Саня, ступеньки, стоять, на- Соня, сумка, скамейка, на, ставить
Саня, Соня, нести, и, сумку — Саня, сок, пить, ананасовый —
Саня, Соня, стадо, пасти, и — Саня, суп, мясо, с, есть —
Артикуляционная поза «СЬ»:
Сходна с артикуляционной позой звука С (твердого), но имеет некоторые особенности:
— спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу,
— весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.
Подготовительные упражнения:
Те же, что и для звука С. Дополнительно добавляются специфические: « Горка », « Катушка », « Киска сердится ».
Основные направления автоматизации:
- Прямые слоги и слоговые ряды:
ся — сё — сю — си сю — си — ся — сё
сё — сю — си — ся си — ся — сё — сю
- Слова с прямыми слогами:
сядь семь осенний сито укусить
гусята сени весенний синий косить
десяток сети непоседа осина гуси
овсянка семена восемь осиновый семга
висят секунда осень такси гусенок
косят кисет ясень висит тесемка
носят беседа ясеневый носит сюда
- Обратные слоги и слоговые ряды АСЬ, ОСЬ, УСЬ, ИСЬ:
ась — ось — усь — ысь усь — ысь — ась — ось
ось — усь — ысь — ась ысь — ась — ось — усь
- Слова с обратными слогами:
гусь боюсь Васька письмо
высь моюсь Моська письма
весь одеваюсь восьмой письменный
повесь купаюсь авоська тесьма
- Слоги и слоговые ряды со стечением согласных
— СТЯ. СТЕ. СТЮ. СТИ:
стпя — стпё — стпю — стпи стпю — спги — стпя — стпё
.. сте — стю — сти — стя сти — стя — сте — стю
— АСТЬ. ОСТЬ. УСТЬ. ЫСТЬ:
асть — ость — усть — ысть усть — ысть — асть — ость
ость — усть — ысть — асть ысть — асть — ость — усть
то же с мягкими согласными Н ‘.П .М ‘.К’.Л ‘.
- Слова со стечением согласных:
стенка вести снег снять свет смех
стены гости снеговик снимать Света смена
стена кости снегопад снимок светить сметана
степь нести снегоход басня свинья смять
Степан пасти снегокат песня свить спеть
стихи угости гаснет «Веснянка» свиток спина
- Фразы с отработанными словами:
Нюся пасет гусей.
Вася несет иваси в сетке.
Ася сидит на скамейке под осиной (ясенем).
- Чистоговорки, скороговорки на мягкий звук Сь:
Мы сидим на лесенке, Понавесили сетей
И поем мы песенки. Все для маленьких детей.
Все поют и я пою Выбегают дети —
Песню звонкую свою.* Сами лезут в сети.*
Непоседа Васенька не сидит на месте, Вместе с мамой я встаю,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Сам постель свою стелю,
Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Умываюсь, одеваюсь,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. С мамой в детский сад иду.*
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Ты не бойся — это гусь!
Я сама его боюсь.
До свиданья, сад, сад,
Все осинки спят, спят. Санки синие летят,
И мы с Асей спать пойдем, Седоки в санях сидят.*
Только песенку споем.
Под сосенкой под сосенкой спеют не подосиновики, а опенки.
- Небольшие адаптированные прозаические тексты:
Наступает осень. Ася, Вася, Сеня в осеннем саду. С дубов, ясеней, осин падают сухие осенние листья. Дети поднимают их. У Аси, Сени и Васи будет осенний букет.
Ася спит. Она видит во сне ясное небо и осенние листья под ногами. На осине свистит синяя сойка.*
Вася пасёт гусей и гусят в степи. Гуси и гусята наелись и спят под кустом. А Вася следит, нет ли поблизости лисы. Только суслик тихонько посвистывает в овсяном поле.*
- Лексико-грамматические упражнения
а) Подбор родственных слов:
— осина — осинка, осиновый, подосиновик;
— гусь — гусенок (гусята), гусиный;
— лиса — лисица, лисий, лисонька, лисенок (лисята)*;
— писать — письмо, письменный, записка и т. д.
б) Словообразование относительных прилагательных:
весна — весенний ясень — ясеневый осина — осиновый
осень — осенний овес — овсяной письмо — письменный
в) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:
сосна — сосенка басня — басенка осина — осинка
лестница — лесенка* песня — песенка бусина — бусинка
г) Образование глаголов 1 лииа ед. числа настоящего времени:
бояться — я боюсь обуваться — я обуваюсь
умываться — я умываюсь подниматься — я поднимаюсь купаться — я купаюсь лениться — я ленюсь*
одеваться — я одеваюсь кусаться — я кусаюсь
пастись — я пасусь кататься — я катаюсь
спускаться — я спускаюсь смеяться — я смеюсь и т. д.
д) Составление предложений из данных слов
Сено, Вася, степь, косить, в — Ася, беседка, сидеть, в —
Люся, гусята, степь, в, пасти* — Синий, Вася, костюм, носить —
Артикуляционная поза «З»:
См. звук С
— с незначительным подъемом спинки языка,
— голосовые связки сомкнуты и вибрируют (в отличие от С),
— выдох менее напряжен.
Основные направления автоматизации:
- 1. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗА, 30, ЗУ, ЗЫ
за — зо — зу — зы зу — зы — за — зо
зо — зу — зы — за зы — за — зо — зу
- Слова с прямыми слогами:
зайка коза берёза* бизон тазы
запах егоза фазан газон козы
запад ваза мозаика вазон вазы
закат мимоза показать возок узы
замок база сказать мазок язык
завод доза незабудки зубы музыка
забава поза зонт внизу называть
загадка заноза зов мазут наказывать
застава медуза Зоя пазуха изысканный
- Слоги со стечением согласных:
зба — збо — збу — збы зда — здо — зду — зды вза — взо — взу — взы
зва — зво — зву — звы зма — змо — зму — змы гза — гзо — гзу — гзы
зга — зго — згу — згы зна — зно — зну — зны дза — дзо — дзу — дзы и т. д.
- Слова со стечением согласных:
звать здание изба вызвать
сквозной звание знак азбука
название сквозняк звон знать
езда назвать обозный звонок
знамя узда позвонить навозный
звонить знакомый гнездо познакомить
поздно звонкий зной воздух
узнать опоздать звук знойный
воздушный создание опоздание звукозапись
изнывать воззвание издание позволять*
- Фразы с отработанными словами:
У Зои незабудки.
На газоне незабудки.
Зоя ставит мимозу в вазу.
Зайка зовет Зою.
Фазан ходит по газону.
Незнайка стоит возле здания ТЮЗа.
Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие.
- Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зоя — зайкина хозяйка, Вот знакомая затея —
Спит в тазу у Зои зайка. Запускать на нитке змея.
За-за-за — у Зои коза, Загляните на минутку —
Зо-зо-зо — у Зои зонт, Не забудьте незабудки.
Зу-зу-зу — Зоя под зонтом пасет козу, Незабудки, незабудки,
Зы-зы-зы — у Зои нет ни зонта, ни козы. Не забудьте незабудки!*
За-за-за — Зоин зайка — егоза, Где мой зайка? Где мой зайка?
Зо-зо-зо — зовут зайку егозой, Ты поди-ка да узнай-ка.
Зу-зу-зу — Зоя любит егозу, Видно, зайка мой зазнайка.
Зы-зы-зы — нет забот у егозы*. Но забыть не смог хозяйку.
Возьми, Зоя, сайку, Зайка не спит — Зою зовет,
Угости зазнайку, Зайке коза спать не дает.
Угости зазнайку, Возьмите козу, замкните козу —
Зайку и Незнайку. И заинька мой заснет в тазу.
Звенит звонок, звенит звонок — Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.
По камням катится возок.
Забавный катится возок,
А над возком звенит звонок.
- Небольшие адаптированные тексты для заучивания или пересказа:
У Зои коза. Зоя пасет козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом стоит фазан. На закате, когда спадет дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовет Зою на занятия. И т.д.
- Лексико-грамматические упражнения
а) Словообразование прилагательных:
запад — западный зуб — зубной
Незнайка — Незнайкин завод — заводской
зайка — зайкин забава — забавный
музыка — музыкальный* Зоя — Зоин
звон — звонкий мазут — мазутный
закат — закатный коза — козий (козлиный)*
б) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:
зайка — заинька зонт — зонтик зуб — зубик
Зоя — Зоенька завод — заводик медуза — медузка
(Лиза — Лизонька)* воз — возок таз — тазик
в) Образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных:
воз — возы — много возов ваза — вазы — много ваз таз — тазы — много тазов медуза — медузы — много медуз обоз — обозы — много обозов заноза — занозы — много заноз зонт — зонты — много зонтов коза — козы — много коз
г) Составление предложений из данных слов:
язык, Зоя, Незнайка, показывает —
мимоза, Зоя, в, ставить, ваза —
Зоя, зайка, заинька, называет —
газон, по, фазан, ходить —
зонт, Зоя, газон, на, забывает —
куст, сидеть, под, зайка —
зайка, Зоя, зовет —
змей, Лиза, запускать, нитка, на* —
Артикуляционная поза «Зь»
См. звук 3 с дополнительным подъемом и выгибанием спинки языка по направлению к твердому небу. Язык напряжен и кончик сильнее упирается в нижние резцы.
Основные направления автоматизации
- 1. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЕ
зя-зё-зю-зи зю-зи-зя-зё
зё-зю-зи-зя зи-зя-зё-зю
- Слова с прямыми слогами:
Зина магазин зевать зябь зяблик*
вазелин* зима бензин газета зябнуть
нельзя* газель* зимний бузина музей
Кузя зелень* козёл* зимовать низина
подземный хозяин земля* озёра* зимовье
Тузик везёт хозяйка земляника* зёрна*
зимы дивизия позёмка козявка землянка*
резина* зимник возить изюм возят
зелёный* корзина*
- Слоги и слоговые ряды со стечением согласных:
ЗНЯ, ЗНЕ, ЗНЮ, ЗНИ АЗНЬ, ОЗНЬ, УЗНЬ, ИЗНЬ
зня — знё — зню — зни азнь — ознь — узнь — ызнь
знё — зню — зни — зня ознь — узнь — ызнь — азнь
зню — зни — зня — знё узнь — ызнь — азнь — ознь
зни- зня — знё — зню ызнь — азнь — ознь — узнь
(то же с мягкими согласными Б’, В Г, Д, М, Л)
- Слова со стечением согласных:
Змея, звено, звенеть, звезда, звякать, здесь, везде, взять, лезвие*, звездопад, звездолёт*, гвозди, гвоздика, возня, болезни*, возьми, Кузьма.
- Фразы с отработанными словами:
Зина запускает змея.
Тузик зябнет зимой.
Зимой зябнет нос.
Озимые зимуют под снегом.
Кузьма везёт гвозди.
Зина, возьми букет гвоздик.
Медведи спят зимой.
- Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зябнет нос, идет зима. Забавной обезьяне
В зимней сказке сад, дома. Зина и Зоя дали бананы,
Все поземкой занесет: Зеленые бананы —
Землю, степи и завод.* Забавной обезьяне.*
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зя-зя-зя — Кузя осенью озяб,
Зеленый листок земляники несу. Зе-зе-зе — Кузя едет на козе,
Зеленая ветка под елью не спит, Зи-зи-зи — Кузя, обезьян вези,
Зеленая музыка где-то звенит, Зе-зе-зе — Кузя обезьян везет. Зелененький зайка в зеленой листве
Поет он зеленую песенку мне.*
- Небольшие адаптированные тексты для заучивания:
Зима
Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними — собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом — Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.
Газета
Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*
- Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
— зима — зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка. ..
— земля — землянка, земляной, земляника, земельный…*
— змея — змей, змейка, змеиный, змеевик…
б) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:
зима — зимний (день) музей — музейный (экспонат)
земля — земляная (жаба)* газета — газетный (киоск)
змея — змеиный (яд) бензин — бензиновый (бак)
звезда — звездный (путь) болезнь — болезненный (вид)*
озимь — озимые (поля)* магазин — магазинная (цена)
в) Образование имен, и родит, падежа множественного числа существитель ных
зима — зимы — много зим
музей — музеи — много музеев
земля — земли — много земель*
газета — газеты — много газет
змея — змеи — много змей
магазин — магазины — много магазинов
звезда — звезды — много звезд
фантазия — фантазии — много фантазий
обезьяна — обезьяны — много обезьян
гимназия — гимназии — много гимназий
г) Составление предложений из данных слрв:
Обезьяны, зимой, зябнуть —
Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* —
Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* —
Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить —
Лимузин, обезьяна, зеленый, в, ездить* —
Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* —
Зина, зябнуть, у, зимой, нос —
Небо, светить, в, звёзды —
Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать —
Кузя, Зина, везти, санки, на –
Логопедическое занятие в 1 классе «Звуки с-сь. Буква С»
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»
Предмет: Логопедическое занятие
Класс: 1 класс
Тема занятия: Звуки [с-с,], буква с.
Форма занятия: урок-игра
Используемые педагогические технологии и методы:
- — ИКТ
- — Игровые технологии
- — Развивающее обучение
- — Личностно-ориентированные технологии обучения
- — Словесные методы
- — Практические методы
- — Наглядные методы
- — Проблемно-поисковый метод
Цель занятия: Знакомство со звуками [с-с,] и буквой С.
Задачи занятия:
1. Коррекционно-образовательные:
- — познакомиться с правильной артикуляцией звуков [с-с,] и с соответствующей буквой;
- — развивать умения выделять данные звуки и соотносить их с буквой;
- — закрепить навык чтения слогов, слов и предложений с данной буквой.
2. Коррекционно-развивающие:
- — развивать фонематические процессы через выделение звуков в слове, через фонетическую разминку, через нахождения нужной картинки и определения места звука в слове, через выделение слов с нужными звуками, через определение мягкости и твёрдости согласных звуков, через придумывание слов на определённые звуки;
- — мыслительные процессы через создание проблемных ситуаций, разгадывания загадок, через дидактическую игру «заселение домика», через запоминание слов с данными звуками;
- — ориентировку в пространстве через дидактические игры «засели домик», «расставь буквы по местам», «собери картину», через работу с индивидуальными листами;
- — осознанность и правильность чтения через чтение слогов, слов;
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к родному городу, к активному образу жизни; популяризация спорта.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки; Презентация в программе Microsoft Office Power Point; Индивидуальные листы, картинки, разрезанная картинка, медали, цветные карандаши, магниты.
Список литературы:
- 1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М, 1991.
- 2. Крупенчук О. И. Научи меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2004.
- 3. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вента-Графф, 2003.
- 4. Нагаева Л.Г. Готовимся к школе. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2008.
- 5. Павлова Н.Н. Пишем и готовимся к школе: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2010.
- 6. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996.
- 7. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — СПб.: «Библиополис», 1996.
- 8. Справочник школьного логопеда/ М.М. Аманатова, Н.Г. Андреева, О.М. Тосуниди. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Использованные Интернет ресурсы:
— Фотографии биатлонного центра и эмблемы биатлонных соревнований;
— Картинки с Интернет порталов: снеговик, смайлик, солнышко, солнце, осина, мосты, рысь, сосульки, снежинки, синица, заяц, лиса, лес, сосна, лось, собака.
Ход и содержание занятия.
I. Орг.момент. (Дети стоят у доски, у слайда)
— Вы знаете, что город Ханты-Мансийск знаменит разными спортивными состязаниями. Посмотрите на слайд и скажите, на какие соревнования я вас приглашаю? (слайд 2)
— Мы сегодня проведём логопедический биатлон.
— Что важно в настоящем биатлоне делать хорошо, чтобы добиться отличных результатов? (Быстро бегать и метко стрелять)
— А в логопедическом биатлоне нужно: чётко проговаривать звуки и правильно обозначать их буквами.
II. Определение темы и целей занятия.
— А вот какие звуки мы будем особенно правильно проговаривать и обозначать буквой, вы сейчас мне сами скажите.
— Как называют спортсменов, занимающихся биатлоном? (Биатлонисты)
— Какой предпоследний звук в слове биатлонист? ([с])
— Какой первый звук в слове спорт? ([с])
— Назовите парный по мягкости звук. ([с,])
— Готовы мне сказать, за правильным произношением каких звуков будем следить и верно обозначать их буквой? ([с-с,]) (слайд 3)
III. Характеристика звуков. Отработка правильной артикуляции звуков.
— Давайте по нашим схемам охарактеризуем эти звуки. Это гласные или согласные звуки? (Согласные) (На слайде 3 появляется схема для характеристики звуков)
— Звонкие или глухие? (Глухие)
— Звук может быть твёрдым и мягким? Произнесите.
— Чтобы правильно произнести данные звуки, надо улыбнуться, язычок спрятать за нижние зубки, выдохнуть. Проконтролировать – выдыхаемая струя должна быть холодной. (Отработка правильной артикуляции звуков [с-с,])
— Стало так холодно, что появился мой помощник. Вы узнали его? (Появляется Снеговик) (слайд 4)
IV. Фонетическая разминка.
— Перед соревнованиями надо размяться. Разминку проводит Снеговик.
— Послушайте и отгадайте загадки. Определите место звуков [с-с,] в отгадках. (Звук в презентации)
Отвечают по очереди и садятся на места.
1. Дом огромный там стоит и со всех сторон открыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нем! (Лес)
2. В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий …(Лось)
3. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (Солнце)
4. Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака)
5. Зимой и летом зелена, стоит красавица …(Сосна)
(По мере отгадывания загадок на 4 слайде появляются картинки-отгадки)
— Хорошо размялись, можно сделать пробный выстрел.
Стрелять будем по мишеням. Найдите мишени у себя на листках (приложение 1), (слайд 5).
— Закрасьте 1 мишень зелёным цветом, если вам было понятно и легко отгадывать загадки и определять место звуков в словах. Жёлтым – если было не всё легко и понятно, нужна небольшая помощь. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи
(На 5 слайде закрашивается 1 мишень).
V. Выделение данных звуков в словах и определение места звука в слове.
— Бежим первый круг и смотрим, кто или что нам встретится на трассе. Выбегаем на поляну, находим картинку со звуком [с] или [с,]. Определяем место звука [с-с,] в слове. И возвращаемся на место. (Выполняют по очереди)
(На поляне-доске картинки: синица, лиса, заяц, снежинки, сосульки, рысь, мосты)
— Почему осталась картинка зайца? (в названии картинки не звуков [с-с,])
— Закрываем следующую мишень (слайд 6).
Зелёным цветом, если вам было понятно и легко находить нужные картинки и определять место звука в словах. Жёлтым – если были небольшие затруднения, надо ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (На 6 слайде закрашивается 2 мишень).
VI. Знакомство с буквой С, определение твёрдости или мягкости данных звуков.
— Отправляемся на 2 огневой рубеж. Но сначала мы познакомимся с буквой, которой обозначают звуки [с-с,] на письме? (Буквой С (эс)) (На 6 слайде появляется буква С).
Напишите в воздухе, по слайду эту букву, запомните в какую сторону её пишут.
— Найдите на своих листах домик для букв С (эс). Как в любом доме здесь есть этажи и подъезды. Мы будем заселять по этажам. Сначала вспомним: каким цветом обозначают твёрдые согласные на схеме слова. (синим) Мягкие согласные? (зелёным) (слайд 7)
— «Заселяем» самый верхний этаж. Слушаем 1-й звук в слове.
Если в слове 1-й звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если 1-й звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом. (Синева, сова, сетка)
— Этажом ниже «живут» тоже буквы С. Слушаем последний звук в слове.
Если в слове последний звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если последний звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом.
(Ус, лосось, насос)
— «Заселяем» самый нижний этаж. Внимательно посмотрите на подъезды. В каждом подъезде рядом написаны буквы разного цвета. Синяя буква не «живёт» рядом с синей, а зелёная буква не «живёт» рядом с зелёной. Подумайте, буквы какого цвета живут на нижнем этаже, напишите их. (на 7 слайде появляются нужные буквы)
VII. Чтение слогов.
— В гости к нашим согласным буквам С пришли гласные буквы. Сначала они пришли в 3 подъезд. Читаем, что получилось. (слайд 8)
— Потом гласные буквы пришли в 1 подъезд. Читаем (слайд 9).
— Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно писать нужные буквы и читать слоги. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться правильно писать буквы и читать с ними слоги. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (слайд 10).
VIII. Физминутка.
— Кто закрыл мишень, выходит на поляну. Сейчас мы потренируемся, как биатлонисты, делать несколько дел одновременно: чётко проговаривать стихотворение и выполнять движения.
— Есть на пальцах наших ногти,
На руках — запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
IX. Запись букв в нужные клетки и чтение слов.
— Пока бежим следующий круг, нужно записать буквы в те клетки, куда ведут дорожки. И прочитать, что нужно Снеговику для занятия биатлоном. Каждый работает на своем листке. (слайд 11).
— Читаем слова. Найдите и подчеркните буквы С.
— Зачем Снеговику нужна сила?
— А сосна?
— Снеговик, зачем тебе нужна сосна?
— Я буду отрабатывать меткость. Кидать в сосну снежки или шишки. (Звук в презентации, по щелчку)
— А мы будем отрабатывать меткость в стрельбе по мишеням.
— Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно расставлять буквы по местам и читать слова. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (12 слайд).
X. Чтение предложений или слов, соотнесение их с картиной. Составление рассказа по картине.
— Бежим последний круг. Теперь вы, как команда биатлонистов, должны дружно собрать картинку на нашей поляне. (Работа с разрезанной картинкой)
Посмотрите нам встретились дети, которые активно проводят свободное время. (13 слайд).
— Придумайте имена ребятам со звуками [с-с,] (Сима, Света, Соня, София, Светислава, Стёпа, Слава, Савелий, Стас, Люся, Максим… )
— Сейчас каждому нужно рассчитать свои силы для последнего задания: прочитать слова или целое предложение. Здесь находятся карточки со словами, а здесь с предложениями. Надо прочитать и сказать, подходят эти слова или предложения к нашей картине или нет.
Кто готов читать слова — берёт карточку из этой стопки, кто готов читать предложения — берёт карточку из другой стопки. (приложение 2) (По очереди читают выбранную карточку и объясняют)
— А теперь вспомните слова и предложения, которые вы читали, посмотрите на картину и придумайте рассказ по ней.
— Закрываем последнюю мишень зелёным цветом, если было легко читать слова или предложения и составлять рассказ. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (14 слайд.)
XI. Подведение итогов занятия. (В течение всего занятия проводилась рефлексия кажд. этапа)
— Покажите свои мишени. Очень рада, что все мишени у вас закрыты.
— Какие новые звуки мы отрабатывали на занятие? Какими буквами они обозначаются на письме?
— Понравился вам логопедический биатлон? Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?
— А теперь, как в конце любого соревнования, приглашаю всех на награждение. (15 слайд). (Вручаются медали всем участникам занятия). (Звук в презентации)
— Молодцы! Надо обязательно заниматься спортом или просто активно проводить своё свободное время с друзьями и родными. Не забывать тренировать язычок, правильно и внятно произносить звуки, а так же верно обозначать их на письме буквами. До встречи на следующих соревнованиях.
— До свидания! До новых встреч! (Звук в презентации)
Презентация к занятию в 1 классе «Звуки с-сь. Буква С»
Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «С» и «СЬ» — Мегаобучалка
Стала старою ЛИСА-ТО…
Подбежали к ней ЛИСЯТА,
Просят, просят у баБУСИ
Дать им часики и БУСЫ.
Мы судачим: «То ли, СЁ ЛИ,
Есть салат, да нету СОЛИ…»
Спросит свинка нас СПРОСОНОК:
— Где сынок мой, ПОРОСЁНОК?
Не узнала что-то СЫНА Я. ..
Стала чёрной майка СИНЯЯ…
Куплю-ка сок, куплю-КА СЫР…
Прошу: «Пробейте чек, КАССИР!»
57
Позабочусь обО ВСЁМ:
Накормлю коня ОВСОМ,
Поросят измерю ВЕС…
День пройдёт в заботах ВЕСЬ!
НОСИ платочек, Сима!
НОСИ платочек, Люда!
НОСЫ всегда красивыми
И чистенькими будут!
Я долго шёл по САДУ.
Теперь, пожалуй, СЯДУ.
Промокну скоро от РОСЫ Я…
Россиста ты, моя РОССИЯ!
61
Муки насыплю в СИТО Я,
Просею я муку…
Сестрёнка будет СЫТАЯ —
Ватрушек напеку!
— Не ТРУСЬ! —
Я сам себе твержу.
Не ТРУС я!
Всем я докажу!
Я знаю песню для КОСЫ:
— КОСИ, коса моя, КОСИ!
Возвратился БЕЛОРУС
Из России в БЕЛАРУСЬ.
Ты не унывай, БОРИС !
С неудачами БОРИСЬ!
А также см. 14, 22, 29, 43, 46, 200.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА «З»
Сделан зайка на заводе —
Сбоку заиньку заводят!
67
Зоя Зотова забыла
В замке запереть замок.
Золото, что в замке было,
Злой разбойник уволок!
В зубы зонт коза взяла,
На закат смотреть пошла!
Заблестели вдруг глаза:
— Что там в вазах и тазах?
— Изумительные розы,
И гвоздики, и мимозы!
70
Зазвенел дверной звонок.
Роза с Лизой — за порог.
Зоя привезла из леса
Земляники кузовок!
Мы с Лизой замерли, когда
Над озером зажглась звезда…
Для здоровья нужен воздух,
Звуки музыки и звёзды,
Зим узоры, лета грозы,
Звон озёр и запах розы!
Я в зоопарк вчера попал
И на заборе прочитал:
«Мы на земле — одна семья!
Нельзя зверей дразнить, друзья!»
Облизал козёл берёзу,
В языке козла — заноза!
Здесь гроза была внезапной,
Здесь и холод был, и зной. ..
Завтра мы уйдём на запад
С рюкзаками за спиной!
Ах, позор! Какой позор!
Что же сделал ты, Трезор!
За лазоревкой погнался,
На газон Трезор забрался!
Познакомьтесь, это — Знайка!
Он знаток, а не зазнайка!
Познакомьтесь, вот Незнайка!
Он, признаться, не всезнайка!..
В поезде взрослые ездить любили.
В поезде взрослые сдетками были!
Поздно ночью казначей —
Казначей не знаю чей —
Изумрудами играл,
Злато звонкое считал!..
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА «ЗЬ»
Надо в бак бензин залить,
Грузы в кузов загрузить…
Будет грузовик резину
В магазины развозить!
Друзья мои,
Кузьма и Зина,
Возьмите Тузика
В корзину!
Он без хозяев
Заскучает,
Завоет, заскулит,
Залает!. .
Пора, друзья, и вам узнать:
«Мурзилку» здорово читать!
Здесь и загадки, и рассказы,
Здесь и забавы, и проказы!
Была капризной злая обезьяна:
Бананы ела — только без изъяна,
Изюм и зелень — только без изъяна!..
Не зря ли ты зазналась, обезьяна?
Хозяйка говорит: «Нельзя!
Нельзя проказничать, друзья!»
Зимою зяблик зябнуть стал.
Я зёрен у хозяйки взял. ..
Склевал все зёрна зяблик мой!
Нельзя голодным быть зимой!
Зебра в зеркало взглянула,
В зубы зелени взяла
И газету развернула…
В ней — заметка про козла:
«Облизал козёл берёзу,
В языке козла — заноза!»
Как научить ребенка правильно говорить звук “С” и другие свистящие звуки
Причины неправильного произношения
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Когда нужна коррекция звука ребенку?
Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:
- До 3-х лет малыш верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Возможное смягчение звуков – это считается нормой.
- От 3-х до 4-х лет ребенок учится произносить С-СЬ, З-ЗЬ;
- В возрасте 4-5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
- Примерно в 5-6 лет ребенок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.
Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Различие звуков.
Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.
Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.
Нормы звучания
Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.
Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):
- Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
- Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
- Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
- Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
- Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
- Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
- Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
- Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.
Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.
Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно
Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно!Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!
Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:
- «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
- «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
- «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
- «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
- «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
- «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
- «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
- «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
- «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот
Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.
Подготовительные упражнения
Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:
- подготовку детей к занятию;
- упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
- изучение органов речи;
- знакомство с приемами самомассажа;
- упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
- развитие мелкой моторики.
Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.
Подготовительный комплекс:
Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.
- Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
- от середины лба к вискам;
- вокруг глаз;
- от переносицы к ушам;
- по спинке носа вверх и обратно.
- Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
- Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
- Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
- Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.
Подготовительный этап
В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.
Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.
Вот несколько упражнений на дыхание:
Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.
Опорные звуки в речи
Под опорными звуками в логопедии понимают такие звуки, которые похожи с проблемными в артикуляционном плане, но они произносятся детьми верно.
СИМВОЛЫ
ФОРУМ
| ИНДЕКС ЗАГАДКИ
|
Головоломки с ответами | Пазлы Genius
Вопрос-загадка: на острове Бэгшот есть аэропорт.Аэропорт является базой неограниченного количества одинаковых самолетов. У каждого самолета есть запас топлива, позволяющий ему пролететь ровно 1/2 пути вокруг света по большому кругу. Самолеты имеют возможность дозаправляться в полете без потери скорости и утечки топлива. Хотя запасы топлива неограниченны, остров является единственным источником топлива.Какое наименьшее количество самолетов необходимо, чтобы один самолет совершил кругосветное путешествие, если предположить, что все самолеты должны благополучно вернуться в аэропорт? Как вы пришли к своему ответу?
Примечания:
(a) Каждый самолет должен вылетать и возвращаться в один и тот же аэропорт, и это единственный аэропорт, в котором они могут приземлиться и заправиться топливом на земле.
(b) У каждого самолета должно быть достаточно топлива, чтобы вернуться в аэропорт.
(c) Время и расход топлива заправки можно не учитывать. (так что мы также можем предположить, что один самолет может заправлять несколько самолетов в воздухе одновременно.)
(d) Количество топлива, перевозимого самолетами, может быть нулевым, пока другой самолет заправляет эти самолеты. Какое наименьшее количество самолетов и баков с горючим необходимо для выполнения этой работы? (нам нужен только самолет, чтобы совершить кругосветное путешествие)
Раствор:
Согласно приведенной выше головоломке Наименьшее количество самолетов — 3! Представьте себе 3 самолета (A, B и C).А собирается облететь мир. Все три самолета одновременно взлетают в одном направлении. После 1/6 окружности B передает 1/3 своего топлива в C и возвращается домой, где он заправляется и сразу же снова начинает следовать за A и C.
C продолжает лететь рядом с A, пока они не станут 1/4 расстояния по всему миру. В этот момент C полностью заполняет резервуар A, который теперь может лететь до точки 3/4 пути вокруг света. У C теперь осталось только 1/3 его полного запаса топлива, этого недостаточно, чтобы вернуться на базу.Но первый «вспомогательный» самолет достигает его вовремя, чтобы заправить его топливом, и оба «вспомогательных» самолета могут безопасно вернуться на базу.
Теперь так же, как и раньше, полностью заправленные B и C летят в направлении A. Снова B заправляет C и возвращается домой для дозаправки. C достигает точки A в точке, где он совершил облет 3/4 вокруг света. Все 3 самолета могут безопасно вернуться на базовую базу, если процесс дозаправки применяется аналогично первому этапу полета.
% PDF-1.4 % 5321 0 объект> endobj xref 5321 231 0000000016 00000 н. 0000005923 00000 н. 0000005021 00000 н. 0000006226 00000 п. 0000006368 00000 н. 0000009729 00000 н. 0000010112 00000 п. 0000010825 00000 п. 0000010863 00000 п. 0000011113 00000 п. 0000011191 00000 п. 0000030526 00000 п. 0000047982 00000 п. 0000065938 00000 п. 0000085072 00000 п. 0000103767 00000 н. 0000122743 00000 н. 0000123229 00000 н. 0000123467 00000 н. 0000123513 00000 н. 0000142295 00000 н. 0000161375 00000 н. 0000164046 00000 н. 0000185914 00000 н. 0000186144 00000 н. 0000186316 00000 н. 0000186518 00000 н. 0000186750 00000 н. 0000186995 00000 н. 0000187249 00000 н. 0000187512 00000 н. 0000187781 00000 н. 0000188053 00000 н. 0000188331 00000 н. 0000188612 00000 н. 0000188896 00000 н. 0000189183 00000 н. 0000189470 00000 н. 0000189760 00000 н. 00001 00000 н. 00001
Звуки английского языка
1.0 Английский алфавит
Английский алфавит состоит из 26 букв, состоящих из согласных, и гласных. Есть пять гласных (a, e, i, o, u), а остальные согласных. В английском языке произношение слов сосредоточено на слогах: слог — единица произношения, которая имеет один гласный звук с окружающими согласными или без них, образующий целое или часть слова. Например, в слове вода / тер два слога, а в слове ин / фер / но — три.
Звуки разговорной речи известны как фонем . Таким образом, / вода / имеет два слога, но четыре фонемы: w / a / t / er; / inferno / имеет три слога, но семь фонем: i / n / f / e / r / n / o. Не дайте себя обмануть, думая, что каждой букве соответствует фонема, как в этих двух примерах. Слово типа / tough / имеет два слога: t / ough и две фонемы: t / ough.
На английском языке письменный эквивалент звуков или фонем известен как графем, , а английский алфавит, состоящий из 26 букв, называется орфографическим алфавитом . В таком языке, как английский, не всем словам соответствует фонема / графема . Например, слова bough, through и trough все заканчиваются — ough , но каждое произносится по-разному. Таким образом, английский классифицируется как полуфонетический язык: иногда графемы соответствуют фонемам, а иногда нет. Причина этого историческая, восходящая к 17, 90–169– векам и способам стандартизации письменного английского языка. Чтобы изучать звуки английского языка, лингвисты разработали алфавит, который содержит символы для записи всех возможных звуков английского языка, названный Международным фонетическим алфавитом .
1.1 Международный фонетический алфавит (IPA)
Международный фонетический алфавит (IPA) — это алфавит фонетической нотации, предназначенный для отражения всех различных способов произношения слов в английском языке на основе латинского алфавита. Он был разработан Международной фонетической ассоциацией (1999 г.) как стандартизированная система для представления звуков устной речи. Наиболее широко используемым шрифтом IPA является Doulos Sil, который можно загрузить по адресу: http: // scripts.sil.org/cms/scripts/page.php?site_id=nrsi&id=doulossil_download
IPA особенно полезен для описания отдельных звуков разговорного английского языка. Это потому, что в английском может быть больше способов произнести одни и те же графемы. Например, в английском языке существует два основных способа создания звука : bath или grass с длинным или коротким. Люди с юга Англии обычно произносят длинное, а люди с севера — краткое.В районе Уэст-Мидлендс в Великобритании люди склонны говорить Birmingum вместо Birmingham , упуская из виду и чрезмерно артикулируя или чрезмерно произнося.
Стандартная форма разговорного английского или эталонный акцент для английского языка известна как Received Pronunciation (RP), , и именно на этом акценте английского языка основан IPA. РП также называют по-разному: BBC English, Королевский английский или «правильный английский» — это разговорная форма, к которой стремятся многие изучающие английский как дополнительный язык.Однако идея RP очень обширна и всеобъемлюща, и IPA пытается уловить, как люди на самом деле говорят. Английский язык, как живой язык, также подвержен изменениям, в том числе способам произношения слов. Сегодняшний английский BBC сильно отличается от того, что было пятьдесят лет назад, когда от докладчиков требовалось брать уроки ораторского искусства в RP. Сегодня у BBC есть ведущие из самых разных слоев общества, и от них больше не требуется брать уроки ораторского искусства. Точно так же речь британской королевской семьи отличается от каждого поколения, так что акцент молодого поколения королевской семьи сильно отличается от акцента старшего поколения.Даже в этом случае IPA действует как полезная ссылка , по которой можно идентифицировать вариации, включая вариации в RP.
Приведенные ниже таблицы иллюстрируют эквивалентность каждой графемы (или буквы) в орфографическом алфавите фонеме в IPA. В таблице 1 показано соответствие согласных графема-фонема, а в таблице 2 — соответствие гласных графема-фонема.
Стол 1
Согласные
согласная графема | ИПА фонема | репрезентативных слов | согласная графема | ИПА фонема | репрезентативных слов |
/ б / | б | b aby | / р / | r | r abbit, wr ong |
/ д / | д | д ог | / с / | с | s un, mou se , c ity, sc ience |
/ ф / | f | f ield, ph oto | / т / | т | т ап |
/ г / | г | г аме | / в / | v | v и |
/ ч / | ч | ч при | / Вт / | Вт | w as |
/ j / | ʤ | ju dg e, g iant, стержень ge | / год / | j | y es |
/ к / | к | c oo k , q ui ck , mi x , Ch ris | / з / | z | z ebra, заявление se , i s |
/ л / | л | л окр. | / чт / | ð | th en |
/ м / | кв.м | м onkey, co mb | / чт / | θ | -я в |
/ п / | п | n ut, kn ife, gn at | / ч / | ʧ | шасси ip, wa tch |
/ нг / | ŋ | ri ng , si n k | / ш / | ʃ | sh ip, mi ss ion, ch ef |
/ п / | п. 2013 - 2024
|