Поделка гуси лебеди: Поделки к сказке «Гуси-лебеди» поэтапно как сделать, где найти МК, примеры?

Автор: | 13.06.2021

Содержание

рисуем, лепим, мастерим, шьем. Как сделать лебедя из природных материалов и пластилина

Сценарии спектаклей обычного и кукольного театра, а также «театра теней», по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Готовые конспекты познавательных и интегрированных занятий, НОД с использованием персонажей и сцен из этой сказки. Примеры применения данной фольклорной истории в рамках проекта «Сказкотерапия». Публикации об игровых, физкультурных, хореографических занятиях по сказке «Гуси-лебеди». Рассказы об организации детских игровых досугов-«квестов», созданных по сюжету сказки. Разнообразные рисунки и поделки по этой волшебной истории.

Дивный мир сказки «Гуси-лебеди» и его раскрытие для детей.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 780 .
Все разделы | «Гуси лебеди». Занятия, игры, поделки, сценарии сказки

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ИКТ в средней группе по мотивам сказки «Гуси лебеди» Слайд дверь с музыкой Дети заходят в зал, останавливаются полукругом перед воспитателем. Воспитатель : Ребята, вы любите сказки

? Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в необычное сказочное путешествие . Возьмитесь за руки, закройте глаза и внимательно слушайте. По музыку…

Праздник-развлечение «Гуси — лебеди» Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка Конспект Праздник — развлечение Тема «Гуси — лебеди » Первая младшая группа Подготовила : воспитатель группы № 1 Мелешко Людмила Николаевна Праздник — развлечение «Гуси- лебеди » Цель : Подарить детям праздник, с…

«Гуси лебеди». Занятия, игры, поделки, сценарии сказки — Сценарий к празднику Светлой Пасхи «Гуси-лебеди»

Публикация «Сценарий к празднику Светлой Пасхи…» МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад №33» Праздник Светлой Пасхи «Гуси-лебеди» Программное содержание: Познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям; познакомить дошкольников с особенностями празднования Пасхи в России; обогащать словарный.

..

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект итогового открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди» Итоговое открытое занятие по познавательному развитию: «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди» Цель: формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1. Закрепить умение различать и правильно называть круг, овал, прямоугольник, квадрат,…

Спектакль «Как Аленушка братца искала» по русской-народной сказке «Гуси-Лебеди» (В зал выбегают мухоморы) ТАНЕЦ МУХОМОРОВ. 1 Мухомор: Мы команда мухоморов- Сторожа густого бора. 2 Мухомор: Мы лес дремучий охраняем, Бабе-Яге мы помогаем. Если кто зайдет чужой Мы отправим к ней домой. 3 Мухомор: А она нас всех похвалит И не съест и не зажарит. Потому, что мы…

Конспект подвижной игры «Гуси-лебеди» для детей младшего возраста Подвижная игра «Гуси-лебеди». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать внимание и смелость, быстроту реакций, учить сочетать…

«Гуси лебеди». Занятия, игры, поделки, сценарии сказки — Сценарий совместного мероприятия с родителями. Интерактивная сказка «Гуси-лебеди»

Сценарий совместного мероприятиями с родителями Интерактивная сказка «Гуси-лебеди» Родителям предлагается помочь инсценировать сказку. Приглашаются родители на роль печки, речки и яблони. Печка- двое родителей встают лицом к лицу и соединяют руки, на верху, получается арка…


Экологический проект: «Не огород, а сказка «Гуси-лебеди » для детей и родителей второй младшей группы Воспитатель: Тимканова Джамиля Валиулловна МАДОУ Детский сад №1 г.Тобольск 2019 год Паспорт проекта Актуальность: С самого рождения ребенок является первооткрывателем,…

Лебедь – это символ чистоты, верности, совершенства и мудрости. Этих благородных птиц фотографируют, рисуют, лепят. Интересно смотрятся лебеди в технике оригами.

Но многие боятся работать с бумагой, так как считают ее хрупким материалом. Однако, это большое заблуждение.

Сегодня вы узнаете, как сделать лебедя из бумаги.

Простое оригами

Чтобы сделать такого лебедя понадобится квадратный лист бумаги и немного времени.

Что делать:


Модульное оригами

Это очень красочная и красивая поделка. Все детали крепятся вручную, без применения клея и скрепок. Но есть один минус. Это очень кропотливая и, занимающая много времени, работа. Для начала нужно сделать сами модули. Их количество может быть разным. В зависимости от размера лебедя. Также каждый слой можно делать другим цветом. В общем, это дело фантазии. Для такой поделки подойдёт хорошая офисная бумага.

В зависимости от размера поделки, можно сделать заготовки:

Теперь эти прямоугольники складываем в модули.

Что делать:

Если вы сделаете все правильно, то у вас получится вот такой модуль.

Складываем объёмного лебедя

Что нужно:

  1. Для чисто белого лебедя 459 модулей: 1 красный и 458 белых.
  2. Для разноцветного лебедя 459 модулей, но уже других цветов: 1 красный, 136 розовых, 90 оранжевых, 60 жёлтых, 78 зелёных, 39 голубых, 36 синих и 19 фиолетовых.

Что делать:

  1. 3 частицы розового цвета расположить так, как это показано ниже.

  2. Вставляем по одной стороне из каждого модуля в кармашки третьего.

  3. Возьмите ещё два модуля и присоедините их таким же способом к предыдущей конструкции.

  4. Повторяем аналогичные действия, пока не образуется круг.

    Важно! Придерживайте конструкцию. Так как до образования круга она может рассыпаться.

  5. Следующий ряд надеваем в шахматном порядке. Он будет оранжевого цвета.

  6. Ещё два ряда набираются аналогично.

  7. Следующее движение очень трудное. Нужно вывернуть конструкцию вверх. Если все сделать правильно, тогда получится такая форма.


  8. Повторяем все те же действия. Только теперь модули надеваются не сбоку, а сверху. Следующий ряд жёлтого цвета.

  9. Следующий ряд будет с промежутками. Они нужны для создания шеи и крыльев. Снимите два модуля (шея) и по обе стороны от них сделать два ряда, которые будут состоять из 12 желтых частиц.

    Важно! Ранее каждый ряд состоял из 30 модулей. После создания промежутка в ряде будет 24 частицы.

  10. Теперь каждый следующий ряд нужно уменьшать на одну частицу. Если сделать правильно, то 8 ряд будет состоять из 22 модулей. 9 – из 20, 10 – из 18. А получится вот такая конструкция.

  11. 11 ряд голубой и состоит из 16 частиц. 12 – из 14.

  12. 13 ряд – из 12 частиц синего цвета. 14 – из 10. 15 – из 8 шт.

  13. 16 ряд фиолетового цвета из 6 штук. 17 – из 4. 18 ряд из 2 частиц. После этого крылья закончены.

  14. Теперь делаем хвост. Он состоит из 12 зеленых частиц и 3 – голубых. Он делается аналогично крыльям. Каждый последующий ряд минус 1 штука.

  15. Теперь создаётся шея. Частицы соединяются другим способом. Каждый последующий модуль прикрепляется двумя уголками к кармашкам предыдущего.

Гуси-лебеди

В одной деревне у батюшки с матушкой были дочка Алёнушка и сынок маленький — Иванушка. И вот однажды собрались родители на работу в поле.

Слушай, дочка, — сказала мать. — Остаёшься ты за хозяйку до вечера. Будь умницей, за братцем присматривай, со двора не убегай!

Ушли родители, а девочка и забыла, что ей наказывали. Посадила братца на травку, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась. А тут налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку, унесли на сильных крыльях.

Вернулась Алёнушка, а братца-то и нету! Ахнула, кинулась искать — нигде нет! Звала-звала, слезами заливалась -братец не откликнулся!

Побежала в чистое поле — только и успела вдалеке гусей-лебедей заметить, скрылись они за тёмным лесом.

Про гусей-лебедей люди давно рассказывали, что воруют-де они маленьких детей и в избушку к Бабе Яге относят.

Догадалась девочка, что это они украли её братца, бросилась вдогонку. Видит, стоит печка.

Скажи ты мне, печка, куда гуси-лебеди полетели?

Съешь моего ржаного пирожка -скажу.

Нет, у моего батюшки пшеничные не переводятся!
Печь и не сказала, где гусей искать.

Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

Съешь моего кислого лесного яблочка — скажу.

Нет, у моего батюшки в саду от сладких ветки ломятся

Не знаешь ли ты, речка, куда гуси-лебеди полетели?

Похлебай моего киселя с молоком — скажу.

Не буду, у моего батюшки и сливки некуда девать!

Долго бегала Алёнушка по лугам и плутала по лесу, а только увидела на поляне избушку на курьих ножках. В ней Баба Яга печку топит. На пруду гуси-лебеди отдыхают. А под окошком на лавочке сидит Иванушка, играет золотыми яблочками. Подкралась сестра тихонько, схватила братца и унесла. А гуси всей стаей вслед кинулись: вот-вот догонят, куда деваться?

Бежит молочная речка-кисельные берега.

Речка-матушка, спрячь меня!

Съешь моего киселька!

Нечего делать, съела. Речка её спрятала под бережок, гуси мимо пролетели. Вышла Алёнушка, поблагодарила речку и опять побежала с братцем на руках. А гуси вернулись, летят навстречу. Что делать? Подбежала Алёнушка к яблоньке.

Яблонька-голубушка, спрячь меня!

Отведай моего лесного яблочка! Девочка поскорей кусочек-другой

проглотила. Яблонька её заслонила ветками, гуси пролетели.

Вышла Алёнушка и опять бежит с братцем, а гуси тут как тут, крыльями бьют, того и гляди братца из рук
вырвут! Еле-еле добежала Алёнушка до печки.

Печка-матушка, спрячь меня!

Съешь моего ржаного пирожка!

Алёнушка пирожка отведала, а сама

в печь спряталась. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

Добрались Алёнушка с братцем домой, а тут и отец с матерью с поля воротились. Пожурили они дочку, да быстро простили. А дочка обещала впредь всегда их слушаться.

Лебеди вдохновляли художников во все времена. Вспомните сказки «Дикие лебеди», «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане». Образ лебедя есть даже на небе — созвездие Лебедя. В музыке, балете, архитектуре, изобразительном искусстве, литературе — везде можно найти подтверждение того, что эти гордые величественные птицы достойны внимания. В предметах роскоши и в поделках народного искусства лебедям отведено особое почетное место. Попробуем и мы прикоснуться к лебединому творчеству — выбирайте, какие идеи вам ближе.

www.calc.ru

Прежде чем приступить к рисованию лебедя, обсудите с малышом фотографии, где изображены эти птицы, расскажите об их внешнем виде и образе жизни, почитайте сказку. Спросите, какого лебедя хочет сделать малыш. Возможно, он попросит краски или пластилин, может, вы смастерите что-то в технике оригами или даже съедобное? Не ограничивайте фантазию и позвольте маленькому Творцу развивать свой вкус и навыки.

www.perfectmama.ru

Лебедь поможет выучить цифры с малышом. Он очень похож на «2»: такая же изогнутая шея и спинка.

riversaid.clan.su

Если обмакнуть ладошку в краску и приложить ее к листу бумаги, получится лебедь. Несколько маленьких штришков, выполненных мамой, — и картину можно оформлять в раму и дарить любимой бабушке.

www.maam.ru

Хорошо смотрятся работы, выполненные на цветном фоне. Смело берите синюю или голубую бумагу для пастели или плотный картон, применяйте перья.

umeika.com.ua

Художникам постарше нарисовать лебедя помогут наши следующие схемы.

artrecept.com

Красив и грациозен лебедь в полете. Отразить это в рисунке можно, предварительно наметив вспомогательными линиями направление движения крыльев, обозначив условно простыми геометрическими формами основные части тела птицы.

www.artrecept.com

www.artrecept.com

Как сделать лебедя из бумаги

Поделки из бумаги позволяют детской фантазии разгуляться. Материалы всегда под рукой, работать с ними легко как в плоскости, так и в объеме.

www.babyblog.ru

Самые простые поделки осилят даже малыши. Обвели ладошку, дорисовали шею и корону — вот вам и героиня сказки — Царевна-Лебедь.

davinci-kids.com

Похожий вариант, но с объемными «перьями» из полосок бумаги.

www.maam.ru

Вуаля! Ножницы творят чудеса. Простая заготовка, а как эффектно выглядит в готовом виде. Бегающие глазки для игрушек оживляют поделку.

www.detkipodelki.ru

euromasterclass.ru

euromasterclass.ru

Не стоит забывать про древнее искусство оригами. По схемам можно сделать лебедя без ножниц и клея.

sdelaj-sam.com

origamiizbumagi.ru

Как сделать лебедя из природных материалов и пластилина

Природные материалы и пластилин найти несложно. Посмотрите, каких красивых лебедей можно сделать из шишек, перьев, сухих листочков.

shopingbasket.ru

cdn.bolshoyvopros.ru

www.podelkidetkam.ru

Работа с пластилином полезна в любом возрасте, особенно малышам, т.к. развивает мелкую моторику и пространственное мышление. Тут важно учесть пропорции, хорошо скрепить детали между собой, придумать и нанести фактуру. Пластичная масса дает безграничные возможности, а навыки лепки пригодятся еще не раз в жизни.

pulmix.ru

Готовые поделки из пластилина удобно хранить в коробке или фотографировать и оставлять на память в семейном архиве.

akaksdelat.com

Аквагрим: лебедь

Немного сноровки, специальные гипоаллергенные краски и блестки — и ваша малышка уже прекрасная Царевна-Лебедь.

fotki.yandex.ru

Закомпоновать изображение можно симметрично на оба глаза или только с одной стороны.

scontent.cdninstagram.com

Лебединое ателье

Если у мамочки золотые руки, дочь всегда будет одета эксклюзивно. Открываем лебединое ателье! Шьем сами.

www.angelibebe.com

www.angelibebe.com

www.angelibebe.com

Иногда достаточно сделать аппликацию на старую кофточку, чтобы в гардеробе маленькой модницы появился новый лебедь. А может, пришьем к любимой юбочке подтяжки в виде тонких лебединых шеек?

www.angelibebe.com

www.angelibebe.com

Гипюровые рюши превратят тунику в нарядное платьице для модницы.

alicdn.com

Уважаемые читатели! Если лебеди вдохновляют вас и ваших детей на творчество, обязательно рассказывайте и показывайте нам результаты. Ждем комментариев.

Пришлите фото детского РИСУНКА или ПОДЕЛКИ с лебедем — и получите +10 баллов!

Данный тематический комплект предназначен для занятий с детьми 2,5-5 лет.

1. Занятие лучше начать с загадки. Пусть ребенок попробует отгадать о какой сказке говорится в загадке:

Бабке Ёжке птицы служат —
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят.
(Гуси-лебеди)

2. Инсценировка сказки с помощью бумажного настольного театра. Побуждаем ребёнка принимать активное участие в инсценировке.

3. Предлагаем поиграть в сказку.

Кто унёс Ванечку? Кому они служат?

Поможем Машеньке выручить братца?

Используем проводилку, чтобы догнать гусей-лебедей.

4. Печка — она просит нас с Машенькой помочь — обвести все пирожки с цифрой 3 (или 1, или 4). Можно вбрать любую, которую хотим закрепить у ребенка. С детьми постарше можно обвести все пирожки которые в сумме дают 7 или 5. Печка нас благодарит.

5. Яблоня — помогаем яблоне разложить яблочки. Я использовала яблочки из магазина «Фикс-прайс», но можно взять просто помпончики или камушки, или слепить их из теста.

6. Речка — помогаем Машеньке перебраться через неё, строим для этого мостик из счётных палочек или колбасок пластилина.

7. Вот уже и гуси-лебеди видны в дали — предлагаем их посчитать. Прикрепляем прищепку к цифре, которая обозначает количество птиц на рисунке.

8. Вспоминаем как быстро мы бежали и выполняем еще одну проводилку.

9. Задание нади тень. Находим тень предметов, а потом обводим в кружок избушку Бабы Яги.

10. Прибежала Машенька в избушку, а там Иванушка сидит играет наливными яблочками. Выполняем задание судоку с яблочками.

11. Мышка соглашается помочь Машеньке спасти братьца. Ищем отличия в картинках.

12. В благодарность делаем мышке красивый полосатый коврик — проводим прямые вертикальные линии цветными карандашами или фломастерами.

13. Бежим с Иванушкой обратно, но Баба Яга заметила и отправила за нами гусей-лебедей в погоню! Перебираемся по мостику на другой берег. Мостик делаем из камушков или фасоли.

14. Яблоня — тяжело яблоне стоять, много яблочек выросло. Помогаем ей укрепить ствол — выкладываем счётными палочкам.

15. Яблоня — и помогаем собрать яблочки — обводим только красные яблоки.

16. Печка — просим печку спрятать Машеньку и Иванушку, ведь гуси-лебеди уже близко, того и гляди догонят. Подбираем подходящую заслонку.

17. Гуси-лебеди видят Машу, но не могут её узнать, и улетают обратно. А мы пробуем найти 2 одинаковых Машеньки.

18. Прибежали Машенька с Иванушкой, тут и мать с отцом вернулись да гостинцев привезли. Обводим все гостинцы в кружок. Гостинцы — это сладкие подарочки.

19. Мать с отцом и шарфики с воздушными шариками привезли в подарок. Шарфикам рисем бахрому, а шарикам ниточки.

20. А Машеньке подарили еще и платочек. В шахматном порядке закрашиваем или приклеиваем квадратики.

21. Вспоминаем сюжет сказки и играем в лото. 2 варианта — теневое лото и поиск фрагмента целой картинки.

22. Творчество по сказке «Гуси-лебеди».

Буду благодарна за репосты и отзывы)

Занимайтесь с удовольствием!

Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить

Мастер класс «Лебедь» | План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа):

Мастер класс «Лебедь»

Конспект занятия по лепке с использованием природного материала.


Цель занятия: научить изготавливать фигуру лебедя, используя природный материал.

Задачи:

Образовательные.

Продолжать обучать разным приемам работы с природным материалом, пластилином.

Формировать навыки создания поделки из природного материала.

Закрепить знания о строении тела лебедя.

Развивающие.

Развивать творческие способности, трудолюбие, аккуратность, мелкую моторику рук, внимание, речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к изготовлению поделок из природного материала.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать дружеские отношения в коллективе, доброжелательность, взаимопомощь.

Прививать любовь к окружающему миру.

Материалы и оборудование: шишки, пластилин, стеки, салфетки.

Предварительная работа: чтение рассказа Л. Толстого «Лебеди». Чтение стихотворения С. Есенина «Лебедушка». Беседа по содержанию текста.

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о красивой, гордой птице. А что же это за птица, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Эта птица горделива,

Удивительно красива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой «два». (Лебедь)

— Вы молодцы, это лебедь.

-Я хочу вам сказать ребята, что мир вокруг нас огромный, многоцветный. Мы должны любить и охранять природу, сохранять и преумножать ее богатства. Бережливо и заботливо относиться к животным, птицам, т. е. ко всему нас окружающему.

(детям демонстрируется картинка с изображением лебедя)

Ребята, посмотрим на картину (с изображением белого лебедя). Вот он наш прекрасный лебедь (игрушку – лебедя показывает воспитатель). Красивая птица? (да).

— Ребята, лебедя за красоту называют царём всех водоплавающих птиц.

— А что это за птица – лебедь? (ответы детей)

— Лебедь – перелетная птица, она возвращается с юга одной из самых первых, когда снег еще не сошел и лед не растаял. Возвращаясь, лебеди начинают строить себе большие гнезда.

— Как вы думаете, ребята, из чего могут строить гнезда лебеди? (ответы детей)

-Да, верно, из веточек, сучьев, камыша, а дно они выстилают более мягким материалом: сухой травой, мхом и даже перьями и пухом, которые сами у себя выщипывают.

— К середине лета они выводят птенцов. Живут лебеди семьями, как и люди.

— Сегодня на занятии мы будем делать из природного материала с помощью пластилина такую замечательную, редкую птицу – лебедя.

— Из каких частей состоит лебедь? Туловище, длинная шея, голова, клюв, хвост. Крылья.

— Скажите, из чего состоит туловище лебедя? Из шишки.

— Шея и голова лебедя? Из пластилина.

Шея лебедя длинная. Голова чуть на конце шее овальной формы, чуть приплюснута. Клюв красного цвета, чуть вытянут. Глаза маленькие, горошинки темного цвета.

Физкультминутка «Лебеди летят»

Лебеди белые летели. (Дети машут руками)

Да, летели. Да, летели. И присели, посидели. (Выполняют два приседания)

Да и снова полетели. (машут руками.)

За столы тихонько сели. (садятся)

Предложить изготовить лебедя своими руками.

Возьмем пластилин белого цвета и скатаем длинную колбаску – шею, край отогнем вниз. Это будет голова нашего лебедя.

Из пластилина красного цвета сделаем клюв, присоединим его к голове.

Скатаем из пластилина черного цвета шарики – глаза.

Присоединим готовую голову к сосновой шишки.

Возьмем белый пластилин сделаем лепешки и вставим их между чешуйками шишки по бокам. Это будут крылья лебедя.

Посадим нашего лебедя плавать в озеро.

Гимнастика для пальчиков

Возле леса синий пруд

Рыбы в том пруду живут.

Рыбка рыбку догоняет

Быстро хвостиком виляет.

Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо-влево. Упражнение повторить 2-3 раза.

— Продолжим выполнять работу.

Заключительная часть.

— Посмотрите, сколько красивых лебедей у нас получилось. И белые, черные. Молодцы ребята постарались!

— Но так как мы любим и охраняем природу и все живое в ней нам надо своих лебедей выпустить на волю. Т. е. на озеро, где они будут жить, и плавать, радовать нас своей красотой.

Дети закрепляют лебедей на ранее приготовленной основе голубого цвета.

— Это озеро. Но на каждом озере есть камыши. Возьмем ватные палочки намочим слегка в водичке и покрасим их в коричневый цвет. Сделаем основу из пластилина и установим на наше озеро.

— Посмотрите, как красиво получилось, наши лебеди очень довольны и машут нам своими длинными шеями, говорят “Спасибо”.

Рефлексия.

— С какой редкой птицей вы познакомились сегодня на занятии?

— Из каких природных материалов, вы выполняли работу?

— Что надо делать с природой и окружающим нас миром? Любить и охранять. Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.

 

Лебедь — модель из бумаги

Лебедь из бумаги

Вчера я пообещал рассказать вам дальнейшую  судьбу странного утенка из бумаги, и вот сегодня в мне ничего не остается, как сдержать свое слово.

За ночь утенок изменился! Думаете, у него внезапно отросли ноги? А что, было бы здорово, но нет, на самом деле наш утенок превратился в….ну вы наверняка уже догадались-в ЛЕБЕДЯ!

Давайте попробуем вспомнить, как выглядит лебедь и чем отличается от утки и гуся.

Во-первых, размерами, но размеры для модели не имеют особого значения. Во-вторых, разумеется, длинной и грациозно изгибающейся шеей.  Да,  шея у лебедя удивительно красиво и даже необычно изгибается, она намного длиннее и изящнее чем шея утки и гуся. Так же лебедь обладает одноцветной — сплошь белой или сплошь чёрной(у австралийских лебедей) окраской.  И ещё крылья -в покое лебедь не складывает их плотно на спине,как гусь, а держит приподнятыми и слегка развёрнутыми.

Как сделать из бумаги лебедя

Займёмся изготовлением  модели лебедя из бумаги. Основная деталь по своей форме проста и напоминает заготовку утенка, только со значительно более вытянутой шеей.

Шею нужно будет последовательно согнуть (как при изготовлении модели лошади) в нескольких местах, чтобы придать ей правильную форму.   Обратите внимание так же на клюв: он у лебедя  выглядит благороднее утиного.

Чтобы модель вышла замечательной, мы не поленимся  изготовить для нее крылья: вырезанные детали слегка подогнём снизу и сделаем сгиб в плечах-чтобы приклеить  за него.Благодаря этим мерам они будут объёмно топорщиться. Уже прикрепленные в плечах крылья нужно согнуть  к телу и ,возможно, даже придётся слегка склеить концами. Если есть желание можно так же нарезать перья бахромой. Вот лебедь и готов. Славный у нас получился лебедь, да чего-то не хватает, вернее, наоборот, слишком много деталей-издали не заметно,но вблизи  шея и грудь выглядят очень уж рельефно,  как будто с птицы сняли кожу и демонстрируют кости мышцы и позвонки. Можно,в принципе,оставить как есть,но можно  постараться исправить ситуацию. Мы изготовили еще одного лебедя, на шею и грудь которого сверху наклеили фартучком треугольную деталь.

Лебедь из бумаги

Вот теперь у нас два разных лебедя: выбирайте изготовляйте любого на свой вкус, но лично я за то, чтобы вы, опираясь на наши наработки изготовили  СВОЕГО  лебедя – так и желаю вам удачи в этом начинании!

Осветим образ лебедя ещё и с иных сторон:

Слепим лебедя

Сказка о лебеде и воронах

Иллюстрируем Сказку Гуси лебеди

Нарисуем лебедёёнка

И заодно про утку и гуся

Как рисовать утку

Как слепить утку

Нарисуем гуся


Метки: модели птиц, поделки для детей

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

Гуси лебеди какие они. Русская народная сказка

Гуси-лебеди — произведение народного творчества. В сказке повествование начинается с того, что сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями и опасностями. Дорога в лес и побег от слуг колдуньи занимает немало времени, но брат с сестрой успевают вовремя вернуться домой благодаря помощникам. В сказке воспевается умение признавать свои ошибки, ответственность, храбрость.

Жили старичок со старушкою и у них была дочка да сынок маленький.

— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!

Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

— Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблока, — скажу.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся!

— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

— Вон туда-то! — указал.

Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.

— Речка-матушка, спрячь меня!

— Съешь моего киселика!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели.

Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь.

— Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

— Съешь мое лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.

— Сударыня печка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка!

Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо.

Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

, сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету. Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их.

Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала.

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего лесного яблочка – скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой.

Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…

В избушке старая Баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

– Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

– Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А Баба-яга подойдёт к окошку и спрашивает:

– Девица, прядёшь ли?

Мышка ей отвечает:

– Пряду, бабушка…

Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой.

А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежали до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка-матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла её под кисельным бережком.

Девочка с братцем опять побежали.

А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

– Яблоня-матушка, спрячь меня!

– Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала.

Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

– Печка-матушка, спрячь меня!

– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

И оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди.

Девочка пустилась за ними в погоню и в конце концов нашла братца в избушке Бабы Яги .

Персонажи

  • Братец — в некоторых версиях носит имя Ивашечка, но обычно безымянный.
  • Сестрица — храбрая девочка, не боится Бабы Яги и её гусей.
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники, указывают дорогу, помогают спрятаться от гусей-лебедей.
  • Мышка — есть только в обработке А. Н. Толстого (помогает девочке убежать от Яги)
  • Баба Яга
  • Гуси-Лебеди — помощники бабы Яги

Сюжетные отличия в разных версиях

На многих иллюстрациях она изображается взрослой, но это противоречит её характеру как героини сказки (там чётко говорится о ней как о непослушном ребёнке).

Это одно из самых известных, популярных и часто издаваемых произведений русского фольклора .

Такое название носит восьмой студийный альбом группы «Вежливый отказ» , вышедший в 2010 году.

В советском мультфильме «Ивашка из дворца пионеров» гуси Бабы Яги похищают мальчика по имени Ваня. Ивашка должен был стать закуской на праздничном столе Яги, однако с помощью смекалки и имеющихся при себе инструментов, выбрался из плена, победил кота-Баюна, Кощея бессмертного и Змея Горыныча .

Литература

  • Г. Н. Губанова. Золотая книга сказок. — Тула: Родничок, 2001. — 241 с. — ISBN ISBN 5-89624-013-9
  • Гуси-лебеди. — Донецк: Проф-пресс, 1999. — ISBN 5-88475-298-X

Ссылки

  • Тексты сказок «Гуси-лебеди» по версии А. Н. Толстого и А. Н. Афанасьева

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое «Гуси-лебеди» в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 гуси (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ГУСЬ, я, мн. и, ей, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:
  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:
  • Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

«Гуси-лебеди» — страница №1/1

Управление образования Краснокутского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

— основная общеобразовательная школа с. Чкалово

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

«Образ гусей в русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Ученица 3 класса

Руководитель:

Мулдашева Е. Д.

Учитель начальных классов

МОУ — ООШ с. Чкалово


Рецензия .

Название работы: «Образ гусей в русской народной сказке «Гуси- лебеди»

Цель работы: выявить роль образа гусей в русской народной сказке «Гуси- лебеди».

Образовательная область и учебные предметы проекта : филология, литературное чтение.

Методы используемые в работе: метод сравнения, наблюдения и метод изучения.

Источники информации : периодические издания, словари, интернет – ресурсы.

Актуальность: Русские народные сказки всегда учат доброте и отзывчивости, пониманию и послушанию. Валерия делает попытку доказать, что образ гусей в сказке «Гуси-лебеди» помогает воспитать в маленьком читателе послушание и доброе отношение к окружающим.

Материал работы изложен доступно, логично, в соответствии с требованиями.

Учитель начальных классов Мулдашева Е.Д..

Основная часть:

1.Гусь. Повадки гуся. 4.

2. Образ гуся в русских народных сказках. 6.

Сравнительный анализ.

3. Образ гуся в русской народной сказке «Гуси-лебеди». 8.

Смысл названия сказки.

Заключение. 10.

Литература 11.

Приложение 12.

Введение.

Я очень люблю читать сказки, особенно сказки разных народов. Последнее время я прочитала несколько сказок разных авторов и народов, и меня заинтересовал образ гусей. Я задумалась: а почему в некоторых сказках гуси добрые и прекрасные птицы, символизируют светлые силы, прекрасных женщин, а в русской народной сказке «Гуси –лебеди» они злобные, крикливые и всего лишь стража Бабы Яги? Зачем они украли братца Алёнушки? А если Баба-Яга вовсе и не старое и страшное чудовище, а богиня, собирающая по всей земле брошенных детей, и помогали ей в этом гуси-лебеди. И собирала она их не для того, чтобы изжарить в печи и съесть? И почему же всё-таки сказка называется «Гуси- лебеди», если лебедей там нет?

Я прочитала весь материал в домашней энциклопедии о гусях, в библиотеке мною были прочитаны энциклопедические и словарные статьи, посвященные этой птице, а также в интернете я нашла и прочитала много интересного про гусей. И мне вдруг стало интересно, а почему так мало русских народных сказок, персонажами которых являются гуси? Почему много русских народных сказок про лис, волков, даже медведей, а про гусей мало? Почему сказка «Гуси-лебеди» имеет двойственное название? Я решила ответить на интересующие меня вопросы. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.


Цель моей работы: п роанализировать образ гусей в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи .


  • Узнать из дополнительной литературы о гусе;

  • изучить поведение гуся в разных источниках;

  • прочитать русские народные сказки, персонажем которых является гусь;

  • проанализировать образ гусей и сделать выводы.
Объект исследования: гуси

Актуальность исследования. Все родители и бабушки читают сказку «Гуси-лебеди» своим детям и внукам. Она учит послушанию. Но что можно в ней увидеть, если попытаться разглядеть, тот самый «намёк», который «добрым молодцам урок?»

Предмет исследования: русская народная сказка «Гуси-лебеди». Дополнительная литература и разнообразные источники о гусе.

Гипотеза . Предположим, что гусь — это злобная птица, стража Бабы Яги, редкий персонаж русских народных сказок.

Методы исследования . Размышления, чтение книг, поиск информации о гусе в разных источниках, анализ результатов.

Гусь. Повадки гуся.

Гусь — одна из самых крупных водоплавающих птиц, уступающая по величине только лебедю. Люди с давних времен охотились на гусей, мясо шло в пищу, мягкий пух на перины и теплую подкладку одежды, а перья использовались, как для письма, так и для изготовления оперения стрел, которыми били дичь, в том числе и самих гусей.

Помимо охотничьего промысла крупная, держащаяся стаями птица привлекла внимание человека как возможный объект для приручения. История содержания гусей в домашних хозяйствах уходит корнями в глубокую древность. Упоминание о домашних гусях относится приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры. Гусей держали в Древнем Китае, Индии, Египте, Риме. Первоначально гуси не всегда использовались в качестве сельскохозяйственной птицы. К примеру: в Египте и Древнем Риме они одно время были культовыми животными и содержались при храмах, а в Древней Греции их держали в качестве домашних любимцев.

Гуси — крупная водоплавающая птица из семейства утиных. В настоящее время насчитывается около десяти видов дикого гуся и 23 породы гуся домашнего.

Основой для многочисленных сельскохозяйственных пород гусей послужил серый гусь. Именно на их основе была выведена первая порода домашних гусей.

Размеры гусей зависят от видовой принадлежности. Также различаются по величине домашние и дикие гуси. Первые существенно крупнее, так как одним из основных направлений селекционной работы было увеличение размера и веса птицы.

Длина диких гусей колеблется в пределах 58–90 сантиметров, а вес 1,2–4 кг.

Стандартный вес взрослых гусаков самой крупной породы домашних гусей — тулузской 11,6 кг., гусыни несколько легче — 9,1 кг. А если говорить о зафиксированных рекордах веса домашних гусей, то можно назвать цифру 15 кг. для гусаков и 12 кг. для гусынь.

Окрас разнообразный и зависит от вида. У диких гусей встречается бурый, коричневый, серый, голубовато-серый и чисто белый цвет оперения. Так же в зависимости от видовой принадлежности перо может иметь более светлый кончик. У представителей разных видов встречается отличный от основного оперения окрас шеи и спины (белошей) или более светлые пятна на груди или голове. Окрас оперения у представителей разных видов изменяется с возрастом. Оперение молодняка имеет более блеклый «маскировочный» окрас. Самцы и самки гусей окрашены одинаково.

Цвет клювов может быть розовым, белым, черным или оранжевым. Лапы бывают окрашены в розовый, красный, или оранжевый цвета.

Окраска разных пород домашних гусей менее разнообразна. В основном преобладает белый окрас. Встречаются породы с серым, бурым или глинистого цвета оперением. Клювы и лапы, как правило, оранжевые или, у существенно меньшего количества пород — черные.

Гуси отлично приспособлены к освоенной ими среде обитания. Плотный перовой и пуховый покровы предохраняют их от резких перепадов температур. Сальные железы обеспечивают защиту перьев от влаги. Гуси достаточно хорошо плавают и, в отличие от лебедей, умеют нырять, но кормятся в основном на суше, где и проводят большую часть время. Ноги гусей расположены таким образом, что птица может не только уверенно ходить по земле, но даже бегать, причем весьма резво. Оснащенный острым «ноготком» и мелкими зубчиками клюв, помогает птице щипать листья осоки, траву и другие растения — основной корм гусей.

Образ гусей в русских народных сказках.

Я думала, что гусь в русских народных сказках злобная птица, стража Бабы Яги.

Вообще сказок, легенд, мифов, где персонажами являются гуси или лебеди много, особенно зарубежных и авторских. Но я решила изучить только русские народные сказки, чтобы сравнить и сделать вывод. Далее я самостоятельно изучала образ гуся в русских народных сказках. Для этого я прочитала 6 сказок. Результаты своих исследований я поместила в таблицу.


Название сказки

Роль гуся в сказке

Гуси -лебеди

Гуси-лебеди – имеют вид лебедей и создают образ благородных, возвышенных созданий, а, по сути – это гуси — злобные, коварные, слуги Бабы Яги.

Диво дивное, чудо чудное

Этого гуся можно зажарить и съесть, но он тут же возрождается из своих костей. Этим он схож с известным фениксом.

Однако у этого гуся есть еще одна роль — он является воплощением мечты о сытой жизни. Этим он напоминает сказочного петуха, который охраняет волшебные жерновцы, способные создавать блины и пироги.



Терёшечка

Когда Терешечка, спасаясь от ведьмы Чувилихи, забирается на дерево и просит пролетающее мимо стаю гусей-лебедей спасти его, они отказываются. Другая стая тоже не помогает Терешечке. И только защипанный гусенок, летящий позади всех, помогает герою.

Иван меньшой — разумом большой

Гусь танцует под игру на гуслях кота-игруна, заставляя танцевать всех присутствующих.

Как мужик гусей делил

Гуси жареные, а умным и находчивым может быть только мужик бедный, который обязательно посрамит и барина, и мужика богатого.

Богатырь Поток и Авдотья Лебедь Белая.

Один из самых прекрасных образов русских сказок – Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке – Лебедь Белая, Лебёдушка.

Изучив эти сказки о гусе, я пришла к следующему выводу: гусь редко выступает в сказках главным героем. Это неустойчивый образ.

В разных сказках гусь играет совершенно разные роли:

1. В сказке «Гуси-лебеди» — злобные, коварные, злопамятные, крикливые и крайне нечистоплотные птицы, приносящие несчастье, гуси-лебеди похищают младшего брата главной героини и относят его к бабе-яге.

2. В сказке «Диво дивное, чудо чудное» в образе волшебного животного предстает гусь, который по велению добрых и честных людей умирает в печи и снова возрождается, не выполняя, однако, приказов людей бесчестных. Чудо-гусь не просто не слушается главную героиню Купчиху, но и решает проучить ее.

3. В сказке «Терешечка» гуси-лебеди хоть и не являются слугами Бабы-Яги, но и положительными героями их назвать нельзя.

4.В сказке «Иван меньшой- разумом большой» гусь-плясун как наказанье жадным царям и боярам.

5.В сказке « Как мужик гусей делил » жареный гусь – средство для проявления ума и сметливости находчивого мужика перед глупым барином.

6. В сказке «Богатырь Поток и Авдотья Лебедь Белая» роль играет именно лебедь- образ прекрасной, заботливой, мудрой, хозяйственной девушки.

Образ гуся в русской народной сказке «Гуси- лебеди». Смысл названия сказки.

Алёнушка, не послушав родителей, оставила одного своего младшего братца, и это привело к разрыву тесной связи между сестрой и братом, к похищению младшего братца лукавыми птицами. Гуси-лебеди – имеют вид лебедей и создают образ благородных, возвышенных созданий, а, по сути – это гуси — злобные, коварные, злопамятные и крикливые птицы.

Девочка, которой была обещана награда Отцом и Матерью за послушание и заботу о братце, осознав, что нарушила волю родительскую, потеряла то драгоценное, что ей было доверено, испугалась наказания и решила скорее всё исправить.

Но гордость, ставшая причиной всей этой истории, затрудняет спасение пропавшего братца, и, лишь пройдя долгий и сложный путь, Алёнушка находит своего младшего брата в плену у той, кому служат лукавые птицы.

Что же видит девочка в избушке бабы-яги? Старушку, занимающуюся рукоделием, и Братца, увлечённо играющего серебряными яблочками. Ничего нет страшного в избушке, бабушка идёт растопить баньку… Но оказывается, именно девочке грозит здесь смертельная опасность, именно её, а не брата, хочет съесть Баба-Яга!

Девочка бежит с братцем из обиталища злобных сил, но силы эти не хотят расставаться со своей добычей. Тогда девочка понимает, что если не смирит гордости своей, ставшей причиной всех этих несчастий, то погибнет. Обретя смирение, она получает помощь на пути к родительскому дому и вовремя успевает предстать с братцем перед Отцом и Матерью и получить награду. А лукавые Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Получается, что эта сказка учит детей послушанию и доброму отношению к другим. А образ гусей-лебедей — это всего лишь средство для понимания своего неправильного поведения.

Образ гуся без двойственного названия «гуси-лебеди» встречается только в 4 сказках «Диво дивное, чудо чудное», «Терешечка» «Иван меньшой- разумом большой», « Как мужик гусей делил ». В сказке «Богатырь Поток и Авдотья Лебедь Белая» образа гуся нет, есть только образ лебёдушки. Возникает вопрос: почему сказка имеет двойственное название «Гуси-лебеди»?

А, может быть, всё просто. Гуси-лебеди и есть, с одной стороны -лебеди- развивающие и дающие новые знания и создают образ благородных созданий(самое очевидное поучение в том, что помощь можно получить лишь в случае проявления доброго внимания и выполнения просьбы тех, к кому обращаешься за ней. Девочка спрашивала и печку, и яблоньку, и речку о том, куда гуси-лебеди улетели, но не получала ответа, не выполнив прежде просьбу), а с другой –гуси- злобные, коварные, злопамятные, крикливые и крайне нечистоплотные птицы. разрушающие духовную связь в человеке (если бы Алёнушка не выполняла просьбы, не научилась бы понимать других и проявлять к ним доброе отношение, то осталась она бы злой, малодушной и неприветливой девочкой).

Заключение.

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, купцов да купчих, царей да их дочерей, и вымышленных героев. Встречаются в русских народных сказках и звери разные, иногда даже волшебные. Еще одним интересным образом в сказках являются образы водоплавающих птиц — уток, гусей и лебедей.

Вначале я предполагала, что гуси –лебеди в сказке «Гуси –лебеди» -злобные птицы, стража Бабы Яги. После исследования сказки я пришла к выводу, что, действительно, гуси-лебеди злые, крикливые птицы. Но народ дал им эту роль в сказке для того, чтобы научить человека послушанию, доброте. С помощью этих птиц маленькая девочка, спасая своего брата, учится быть доброй и отзывчивой и понимает, что нужно быть послушной, иначе может случиться беда.

Литература.


  1. Белякова Г. С. Славянская мифология. — М.: Просвещение, 1995.- 239 с.

  2. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки. — М.: Лабиринт, 2002. — 332 с.

  3. Академия наук СССР. Древняя Русь и славяне. — М. : Наука.,1978. — 445с.
4.Интернет-ресурсы:

http://www.pogodin.lodb.ru/

http://www.knt.org.ru/

http://nsportal.ru

Приложение

Сказка «Как гуси- лебеди стали жить у людей»

(продолжение сказки «Гуси- лебеди»).

После возвращения домой Алёнушка не стала рассказывать родителям о том, что с ними приключилось. Она стала ещё более послушной. Во всём старалась помочь девочка своим родителям. Она теперь не только по дому прибирала и за братцем следила. Она и воду приносила, и огород полола, и тесто на хлебы ставила. Особенно любила Алёнушка пирожки- помнила она те пирожки, которые ела, спасаясь со своим братцем от злых гусей- лебедей.

Прошло несколько лет. Иванушка уже подрос. Он сам стал помогать своей сестре и родителям. С отцом ездил за сеном для коровы. Вместе они заготавливали дрова на зиму. Так и жили счастливо.

Однажды мимо их деревни стая гусей пролетала.

Гуси громко кричали, будто звали кого-то. Увидели они Иванушку, да и спустились на полянку возле их дома. Нет, не стали воровать гуси-лебеди мальчика. Они обрадовались этой встрече.

И сказал вожак мальчику:

Ты прости нас, Ванюша. Мы же не знали, что творили. Мы верой и правдой Бабе Яге служили. А она вот прогнала нас. Не нужны мы ей теперь стали. Есть у неё ступа с метлой.

А я уже и не помню ничего- ответил Иванушка.

Услышала Алёнушка гогот гусиный, испугалась. Подумала, что гуси-лебеди снова за братцем прилетели. Выскочила, да как закричит:

Кыш-кыш, проклятые гуси! Не отдам вам, брата!

Гуси-лебеди взлетели, жалобно и прощально закричали, и уронили серебряные яблочки, которыми играл маленький Иванушка. Покатились яблочки, да к ногам мальчика. Поднял их мальчик, вспомнил, засмеялся и крикнул гусям:

Не улетайте! Подождите!

А сестре своей сказал:

Пусть они у нас живут. Будешь подушки пуховые делать. А эти серебряные яблочки возьми себе на память.

Сестрица согласилась. И родители были рады.

С тех пор гуси живут с людьми. А людям -то какая польза!

Тема: Русская народная сказка «Гуси — лебеди» | Уроки по Русской литературе

Тема: Русская народная сказка «Гуси — лебеди»